Челябинск. Музыка

Индустриальный город, которому хочется петь
Даже такой индустриальный и суровый город, как Челябинск, не может жить без творчества и, конечно, музыки. В ней мы находим средство выражения всех наших эмоций и мыслей. И думаем мы не о металле и танках, как стереотипно можно было бы подумать, а о любви, свободе и силе в нас самих.
80-е
Челябинская музыка обозначила себя на карте России еще в 80-е, когда сформировались и активно выступали знаковые группы. Первой такой группой стали известные всей стране «Ариэль», которые в 80-е были уже настоящими отечественными звездами. Тогда еще просто студент музыкального училища, Лев Фидельман создал вокально-инструментальный ансамбль. Вдохновляясь битлами, они писали песни на их музыку и выступали. Позднее, на одной из творческих встреч, первоначальный состав группы познакомился с ансамблем «Аллегро» и было решено объединить коллективы под руководством Валерия Ярушина. Так появился основной состав группы, которым они побеждали во множестве конкурсов и фестивалей, а также давали огромное количество концертов, иногда до 500 за год. Стиль группы был узнаваем повсюду – русский фолк-рок и нередкие исполнения песен а капелла.
На волне самодеятельных ВИА в Челябинске появляется все больше музыкальных групп. И одному из энтузиастов-музыкантов, Виталию Илинзеру, приходит идея организовать фестиваль челябинских самодеятельных групп. Идею поддержали в Челябинском обкоме ВЛКСМ и решили провести двухдневный фестиваль. Групп выступало действительно немало: «Арт», «Ва-банк», «Паноптикум», «Черные брызги», «Механический цех» и многие другие. Но и аудитория приняла этот фестиваль с большим ажиотажем, в зале ДК «Монолит» толпилось более 400 человек.
Другая группа, получившая локальную известность – «Резиновый дедушка». Под крышей ЧТЗ Юрий Богатенков и его команда стали репетировать и писать собственные песни, которые в скором времени стали популярны среди студентов и рабочих. Группа записала первый альбом «Делай больше денег», несколько песен с которого стали настоящими местными хитами.
"Резиновый дедушка"
Лихо
В стране нарастал интерес к музыке. Но информации о ней было очень мало, и перенимать опыт отечественным группам было не у кого. Поэтому всему приходилось учиться самостоятельно, что и породило уникальный стиль русских групп. Прошло немного времени и музыкантов охватил всеобщий энтузиазм и открытость новым веяниям в культуре. Если до этого самостоятельное творчество не особо приветствовалось властями, то теперь внезапно все двери стали открыты и возможности проявить себя не упускал никто. Экономическая ситуация до сих пор оставалась сложной, но было много «шальных денег» и большое количество этих денег шло в культуру. Но информации было мало, и научиться чему-либо было сложно, приходилось обучаться интуитивно.
К рок-музыке стали проявлять большое внимание, которое было связано с политической и социальной ситуацией в стране, людям была необходима разрядка. Это было настоящей волной интереса к русскому року и некоторые группы получили продвижение на западе. К началу 90-х стало понятно, что русская и западная рок-музыка в очень разных весовых категориях. Групп, способных конкурировать с западными – единицы.

ДК "Монолит"
Было много фестивалей, причем инициатива их организации шла от властей. Вместе с тем многие значимые проекты оставались сугубо частной инициативой – например, культовый клуб «Сизая черепаха» был детищем Гарри Ананасова. А меккой музыкальной жизни города в то время был ДК «Монолит», там же был клуб филофонистов, которые обменивались записями, пластинками, общались.
Тусовка была небольшой, но аудитория в то время была самой активной и жадной до музыки. Люди приходили на концерты как на настоящее событие, общались, обсуждали новинки и старые хиты и именно от этого получали удовольствие.
90-е
Наступала новая реальность, а старая уходила. Группы репетировали в разных ДК или музыкальных школах. С конца 90-х их стали выгонять на улицу и давали место только в аренду. Раньше договориться порепетировать можно было за стиральный порошок и лампочки директору ДК, теперь же нужно было платить.
Но музыканты не теряли энтузиазма, стали появляться определенные стили и группы росли. Популярными были «Томас», которые выросли из «Томас Гавк» и теперь выпустили альбом «Слезы дьявола», где были собраны все демо-записи группы 1995 года. «Томас» попали в эфир радио «Maximum», «Наше радио» и на тот момент это было прорывом.
"Томас"
Жизнь в разных плоскостях
"Центр тяжести"
Передача "Муха"
Еще одним взрывом стала группа «Центр Тяжести», которые хотели играть что-то по-настоящему новое – смешение мужского метал-вокала и женского блюзового. Музыкантов пригласили на московский фестиваль как лучшую челябинскую группу, а затем даже в Германию, где они вообще были первой российской группой на крупнейшем европейском металл-фестивале Waken Open Air.
Такие «немассовые» коллективы, как «НХА», которые создавали на своих концертах целые шоу, которые играли никому пока не понятный авангард, были популярны не только в Челябинске, но и в Европе их понимали и принимали.
Новый Художественный Ансамбль
Передвижной оркестр Майора Брауна
Haba G
Тополя
В рэп-музыке центральное место занимал Хаба Джи, он же Руслан Ануфриев. Вместе со Славой Кацевым он записал трек «Северо-восток», который играл на всех городских пятачках. Затем он самостоятельно записал еще несколько треков, а на его концертах на сцене двигались танцоры из «ГеттоБласта». Но к началу нового столетия творческая деятельность Руслана была оборвана его арестом и признанием виновным в убийстве Дмитрия Киселева.
Так как интернета не было, люди ходили на концерты, чтобы слушать музыку и общаться, другой альтернативы не существовало. Но музыка была андеграундной, ею занимались полуподпольно, открытые и доступные репетиционные базы отсутствовали, так же как и концертные площадки
Потихоньку культура развивалась. Самые активные музыканты, чувствуя необходимость играть, развиваться, сами снимали помещения в аренду и устраивали там репетиционные базы. Параллельно появлялись магазины, где можно было арендовать и покупать музыкальные инструменты.
Кстати, про магазины, в то время самым крутым был "U-Sound". Я однажды зашел туда, смотрю, Фендер 75 рублей! Я думаю: блин, это же немножко подкопить и можно купить! Как потом оказалось, это просто ремень от гитары был.

Евгений Поляков
chelmusic.ru
Открывались рок-клубы, один из первых постоянных – «Минотавр», был открыт в 1994 году, главным там был Игорь Каюмов.
Клуб "Минотавр"
Гараж открылся 20 марта 1999 года, в бомбоубежище ДК «Монолит». Это был первый настоящий андеграунд-клуб города. Философия открытости, доступности, музыкальности этого места моментально захватила умы молодежи. Идею создатели клуба подхватили у клуба Гараж в Москве – внутри он был полностью черный, у входа стоял мотоцикл. Позиционировали себя как танцевальный, но и рокеров пускали.
Однако свободно выступать до сих пор было негде и все стремились на фестивали: Ильменский, Арт-платформа, Арт-старт, где задачей фестиваля был поиск молодых и талантливых исполнителей и музыкантов.
Развивалась и музыкальная журналистика. Были и колонки в печатных изданиях, и радио, и телевизионные музыкальные передачи «Муха», «Триоль», «Ток-сейшн», «1Винил». Активно работала журналистка Женя Битлз , которая поступив в университет решила быть лучшей студенткой, поехать на концерт Beatles, и познакомиться с Полом МакКартни, и осуществила все задуманное, параллельно создавая материалы о музыке.
2000-2010
К 2000-му году появилось «Наше радио» и это был настоящий прорыв. С приходом «Нашего Радио» рок-движение стало более медийным и, вместе с тем, форматным. С одной стороны это давало возможность прозвучать на всю страну, которое радио давало молодым группам. С другой стороны «Наше Радио» своим очень узким стилистическим форматом и убило русский рок как творческое явление – музыканты хотели получить доступ к широкому слушателю и начинали «прогибаться» под специфические форматные требования «Нашего Радио», ведь другой очевидной альтернативы не было. И очень много по настоящему талантливых групп осталось за бортом – те, кто не хотел лезть в прокрустово ложе «нашинского» формата остались не услышаны, а мы получили поколение однотипных русс-рокеров, с одинаковым звучанием и пением в нос, чье творчество пронизано либо алкогольной романтикой, либо инфантильными фантазиями на тему поиска своего места в жизни.
В рэп-тусовке тоже стоял ажиотаж: лейбл Ле Гран выпустил кассету, где были собраны самые интересные треки местных рэпперов.
Энтузиасты нашего города продолжали вкладывать все силы в развитие музыкальной сцены, и у них для этого появлялось все больше возможностей. При поддержке Олега Митяева был открыт бар «Светлое Прошлое» – бард-клуб, где проходили первые сольные концерты групп. Здесь же собирается оргкомитет Ильменского фестиваля, создается народная премия «Светлое прошлое».


Клуб живой музыки «Такси Блюз» в 2002 году стал местом единения музыкантов и публики – сцена находилось в самом центре зала. В 2005 году Максим Ляшенко арендовал небольшую комнату в ДК «Полет» и открыл первую в Челябинске коммерческую репетиционную студию.
Клуб Озз открылся в конце 2000-х. Это не только рок-клуб, это клуб молодёжной музыки. Упор делался на живую музыку — от блюза до грайндкора, — но также проходили и хип-хоп вечеринки.
Наступает «золотой век» челябинской музыкальной сцены. В 2007 впервые проводится фестиваль «Уральский Рубеж» под руководством Гарри Ананасова. Изначально на фестивале было несколько сцен разных направлений: и альтернатива, и панк, и блюз. Затем постепенно требования организаторов становились все более узкими и жесткими.
По всей России идет волна альтернативной музыки, и не без активного участия популярного тогда канала «A-one». В 2006-2007 годах в Челябинске образуется двойная тусовка. С одной стороны это представители альтернативной музыки, а с другой – группы вроде «Креатив», «Скриншот» и т.п.
Группа "Скриншот"
Группа "Never-Opened-Doors"
Группа «Естественный Загар», играющая регги, становится особенно популярна среди молодежи. Никто и не ожидал, что на суровом Урале люди так могут сходить с ума от позитива на концертах.
Настоящего успеха добилась группа «Kauan», которые выпускались на финском лейбле «Firebox Rec.». Группа образовалась в 2007 году и выделялась среди других тем, что их тексты были на финском языке. Треки они выкладывали в интернет, где их и заметил сначала один из русских лейблов, а затем и финский.

Местные группы начали вставать на ноги. Максим Ляшенко стал организовывать местные альтернативные группы, создал творческое объединение «Samolet».
Максим Ляшенко
Программа "The Chel"
Образно говоря, образовалась новая река. Течения менялись, но река была. И мы свой корабль поставили на эту реку.

Максим Ляшенко
Творческое объединение "Samolet"
Растет и музыкальная журналистика. Фотожурналист Алина Пязок сняла клип Триагрутрики «Big city life», Кристина Москвина стала делать первые фотоотчеты, активно писал о музыке Василий Трунов. Кроме того, начинает свою работу портал о челябинской музыке Chelmusic.ru. Здесь собираются воедино музыканты, клубы и аудитория.

В 2009 году впервые проходит Альтернативная Музыкальная Премия Южного Урала, где в номинациях группа года, открытие года, альбом года и клип года награждаются лучшие по мнению зрителей местные исполнители. Организаторы премии ставили целью привлечение внимания к музыкальной культуре и поддержка коллективов области и, проводя в ее рамках серию вечеринок, своей цели они добились.

Аудитория была очень активной, на фоне этого появилась мода на альтернативную музыку и прочие атрибуты типа тоннелей в ушах, черно-розовых шмоток и прочего.
До 2008 года местным группам было довольно тяжело расти в профессиональном плане. Для того, чтобы росла местная сцена, должен расти вообще весь рынок: концертные площадки, аренда аппаратуры, репетиционные студии, магазины музыкальных инструментов. Растет общий уровень благополучия, инструменты дешевеют, открываются репетиционные точки, больше концертных клубов – соответственно больше мест, где можно выступить.

Андрей Волосников
Группа "N-O-D"
По тем временам, какую бы дребедень ты не делал, назови ее альтернативой и это будет круто. Было легко, достаточно просто сказать «будет концерт» и толпа уже соберется. Групп было очень много, мероприятия проводились часто, проблем с набором коллектива не было.
Всплеск интереса к местным группам на «альтернативной волне» позволил тем, кто основательно репетировал, кто собрал хороший состав буквально «светиться» на сцене. Это были такие группы как "К-7", "Камбоджа", "Другое завтра", "N-O-D".
Группа "N-O-D"
На разогреве группы "Limp Bizkit"
Аудитория в 2007 была хаотичной, потому что люди не понимали что им делать, как себя вести, как одеваться. В 2008 году люди приходили на рок-тусовку, чтобы веселиться, пить, курить, прыгать со сцены и просто дебоширить. И были абсолютно счастливы от этого. Сейчас же на концертах пьют очень редко, курят в отдельном месте и стараются двигаться так, чтобы не задеть никого рядом.
Современность
На современной челябинской сцене есть андеграунд, а вот мейнстрима хорошего нет.
Сейчас новой волны нет, именно той, на которую пойдет народ. А старая уже надоела всем. Ходить пять лет подряд на одни и те же местные коллективы – это скучно.

Максим Ляшенко
Творческое объединение "Samolet"
Теперь публика оформлена, она делится даже на определенные музыкальные жанры. Новое поколение аудитории четко знает, чего хочет. Они не трешуют, они стильные, красивые, адекватные.
Ходят мало правда, как и по всей России. Одни говорят, что это связано с распространением интернета, что любую музыку сейчас можно найти онлайн и на концерты ходят, только если на нем будет что-то реально крутое. Другие говорят, что рынок перенасыщен. Проблемы есть и в головах у музыкантов – лень, отсутствие мотивации.
Энтузиазм у многих пропадает очень быстро, а без него никуда. А музыка – это нон-стоп. И останавливаться нельзя.

Андрей Волосников
Группа "N-O-D"
Требования к музыке как к продукту стали выше. Раньше ты дома сам кассету-демку записал и все, и хорошо. А сейчас у группы должны быть и качественные записи, и выглядеть должны стильно, и фотосессия хорошая была.
Современная челябинская рок-сцена – это группа «NOD», завоевывающая с каждым годом все большую популярность по всей стране. Активно выступают также «Монарх», «Вето», «Агама» и «Пуаре».
Пик рэп-музыки прошел, пик пришелся на 2010 год. У нас такая система: сначала была большая группа «Ариэль», потом группа «Томас», потом была уже только альтернативная волна. Но в целом, это все были локальные группы. И «Триагрутрика» на тот момент тоже была только локально известной, они уже засветились на совместном треке с Ноггано, побывали у него в гостях на радио, и готовили альбом. О них в местной среде уже знал каждый встречный, но какого-то большого прорыва не было. И вот, они делают альбом, и в какой-то момент случайно встречаются с Алиной Пязок, которая на тот момент была начинающим клип-мейкером. Она и говорит «Джамал, давай снимем вам клип», на что он отвечает «Ну, давай». Но они не стали ей давать ту песню, которую она хотела, и досталась ей «Биг Сити Лайф». Они буквально ночь снимают, получается довольно стильное видео, и оно становится вирусным. С этого и начинается все для «Триагрутрики». На волне «Биг Сити Лайф» выстреливает их альбом. Они едут в большой тур по России и СНГ. Так и выглядел пик челябинского рэпа.
Big City Life
Группа Триагрутрика
Рэп – это более универсальная музыка. Она обслуживает разные категории людей. То есть у нас есть и рэп для спортсменов, и рэп для взрослых дяденек из 90-х, и массовый рэп.

Василий Трунов
журналист, рэппер
Вслед за Триагрутрикой появились ОУ74, которые тоже имеют свою большую фан-базу, и даже основали свой лейбл «Tankograd Undeground». Есть у нас и 2rbina 2rista, рэп-проект, популярность которой растет со скоростью такой же дикой, как и их треки. Растут и самостоятельные рэпперы, например Улисс, Амбар. Амбар в свое время побеждал во всех фестивалях, он настоящий фристайлер. Его безумная история – он уехал учиться в Вашингтон и работал в ООН. В Челябинске его заметила группа «Каста» и Влади его вытащил в Москву.
Настоящим феноменом современной не только челябинской, но и российской сцены в целом являются кавер-группы.
Выступая в барах и клубах и исполняя каверы на известные рок- и поп-композиции, группы имеют возможность заработать больше денег, чем на самостоятельном творчестве. Однако мастерство владения инструментами и вообще талант для «кабацкого творчества» нужен нисколько не меньший, чем для записи собственных треков. Выживая в условиях коммерциализации, кавер-группы растут и все больше заполняют собой челябинскую сцену.
Made on
Tilda